Культура и функциональная зрелость  мозга 

В.Б.Слезин

Культура с позиции нейрофизиологии есть торможение  излишних степеней свободы , т.е. создание доминанты. Такие ограничители свободы  могут называться по разному: совесть, честь, порядочность, целомудрие, жертвенность , патриотизм , стыдливость и т.д. Такие ограничение степеней свободы  основаны на процессе торможения  в мозгу человека. И.П.Павлов  полагал, что торможение у ребенка вырабатывается в процессе воспитания, при рождении преобладают процессы возбуждения. В свете сказанного можно полагать, что свобода это способность затормозить то , что мешает идти в нужном направлении. К сожалению в настоящее время имеется тенденция к снятию ограничений в поведении, что и приводит к росту патологических форм, которые способствуют вырождению и вымиранию населения . Такое вырождение наблюдается у отдельных народов и глобальном масштабе.

Так, А.И.Солженицын в своей речи при вручении большой премии французской Академии моральных и политических наук высказал мысль о перерождении идей гуманизма, который пропагандировал христианские ценности пытаясь обойтись без творца. Это, по мнению А.И.Солженицына привело к кризису гуманизма, исчез термин прогресс для всех., США составляют 5% от мирового населения, а потребляют 40% всего сырья и вносят 50% всего отравления земли. Поднять потребление остальной части человечества до уровня США невозможно, т.к. это приведет к экологической катастрофе. От США требуется добровольное самоограничение, но они на это не способны, т.к. стали рабами потребления. Встает вопрос почему такое могло произойти? Солженицын объясняет это утратой гуманистами Бога. Бог проявляется в человеке как совесть, которая наверное и была утрачена. Человек живет в обществе себе подобных. Отрегулировать отношения между людьми гуманисты пытались с помощью законов однако законы надо исполнять за исполнением надо следить и наконец законы все предусмотреть не могут. Изречение о том, что все что не запрещено законом, то можно оказалось неверным и привело к распространению различных патологических форм поведения. В данной работе с чисто физиологических, объективных, подтвержденных экспериментально позиций можно объяснить эту ситуацию и наметить пути ее исправления. Известно, что в мире растет число самоубийств и психических заболеваний, что само собой говорит о неправильном образе жизни современного человека, т.е. о патологии его поведения Мы больны поведенчески, но почему, ведь прогресс так продвинулся , все наоборот должно идти к лучшему. Однако всякое явление основано на объективных причинах, которые здесь по мере возможности и будут изложены. Материал в основном есть следствие проведенной экспериментальной и клинической работы в стенах Санкт-Петербургского Научно- исследовательского института им. В.М.Бехтерева в лаборатории Нейро–психофизиологии. Ранее нами было показано, что при православной молитве электроэнцефалограмма взрослого человека редуцируется до уровня ЭЭГ младенца, т.к. резко уменьшается мощность высокочастотной составляющей. В работе И.С.Добронравовой с больными, имеющими черепномозговую травму, у которых на ЭЭГ, частоты свыше 7Гц отсутствуют, остается контакт только с близкими людьми ,обращение посторонних людей никак не влияет на характер ЭЭГ .Такая же низкочастотная ЭЭГ наблюдается у детей, которые еще не ориентируются в окружающей среде. У зрелого взрослого последовательно формируются высокочастотные ритмы как следствие созревании коры больших полушарий мозга .Таким образом, мы можем говорить о трех уровнях сознания, причем  один уровень формируется в младенчестве и к нему человек может вернуться при молитве, другой в детстве в семье: возвращаясь в него человек узнает только близких людей и уровень взрослого человека, Отсутствие творца у гуманистов , о чем писал А.И. Солженицын, объясняется утратой ими потребности молитвы, жестокость подростков можно объяснить распадом семьи. Как говорил, при посещении нашей лаборатории, шведский один шведский психофизиолог среди шведских детей много невротиков, а среди суданских детей их почти нет. Это можно объяснить тем, что прочность семьи, наличие и отца и матери, семейные обязанности более важны для психического здоровья ребенка, для формирования его «идеального я», чем бытовое благополучие. Развитие мозга взрослого человека также зависит от необходимости осмысливать поступающую в него информацию и чем сложней этот процесс, тем более он будет способствовать становлению частотного спектра электрической активности мозга. Для подтверждения этой мысли проводилась запись ЭЭГ у детей одного возраста получающих упрощенную телевизионную информацию и у детей, предпочитающих чтение книг, требующих большего напряжения ума сожалению.. В 80-90 гг. в среднем 80% обслуженных в нашей лаборатории детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет на вопрос: «Любишь ли ты читать?», отвечали «Нет» и даже «Да что вы!» Из 219 детей младшего и среднего школьного возраста только 14 знали Жюля Верна, Стивенсона, Твена, а на вопрос: «Есть ли у тебя  любимые книги?» называли либо произведения, изучаемые в школе, либо комиксы, созданные по зарубежным фильмам . При этом около 200 детей не только признавались в том, что общение с телевизионном экраном просмотр ужасающе убогих и бездарных фильмов им  не только нравится, но и составляет их основное занятие в свободное время.

.Следует отметить, что за указанные годы резко снизилась грамотность подростков и студентов. И они же в значительной степени разучились устно выражать свои мысли, вообще пользоваться грамотным литературным языком . И это неудивительно: замена умственной работы - чтения на пассивное получение готовой информации не может не снижать стилистический, синтаксический и орфографический уровень эпистолярных навыков, а замена практического знания живого разговорного общения в семье на многочасовое сидение у телевизора не способствует повышению у ребенка навыков пользования нормальной речью. Создается впечатление, что как содержание, так и форма передач для детей и юношества преднамеренно направлено на резкое и неуклонное снижение культурного (да и морального) уровня молодого поколения, того самого будущего нашей страны.

В течение 3,5 лет нами оказывается помощь обществу «Врачи мира - детям» в виде проведения диагностического исследования активности головного мозга детей из приютов и детских домов ряда районов нашего города. Указанное общество курирует эти учреждения, оказывает им посильную помощь, способствует усыновлению брошенных детей. Значительное количество таких детей обследовано нами при нахождении в детских учреждениях и после усыновления. Среди  вопросов задаваемых детям присутствовали и вопросы о предпочтении просмотра телевизионных передач или чтения, о качестве книг и передач, наиболее интересующих детей и пр. И вот, при сопоставлении ответов на эти вопросы с  данными объективного изучения функции головного мозга нами были  выявлены определенные закономерности. Обследованы 64 ребенка в возрасте от 6 до 10 лет, из состава  которых были исключены дети с церебральными дефектами..

Согласно результатам нашего предварительного опроса, мы выделили 2 неравновеликие подгруппы детей: 17 - предпочитающие чтение книг и имеющие конкретные любимые литературные произведения (из них ни одной девочки) и 31 - не любят читать и явно отдают предпочтение просмотру всех доступных им телевизионных программ (в этой подгруппе 12  девочек).

В первой подгруппе, характерным было устойчивое формирование и преобладание ритма взрослого человека средней частоты (9-10 Гц.) с регионарным преобладанием его в затылочных (зрительных) зонах коры. Распространение этого ритма в передние (в том числе лобные) области мозга было периодическим, обычно в виде двусторонних генерализованных вспышек. Практически у всех детей отмечены повторные периоды сниженной активации. Реакции на открывание глаз, как правило, были сходные, а у 9 человек имели затяжной характер, что указывало на относительное преобладание в коре мозга процессов возбуждения над процессами торможения. Усвоение навязываемых ритмов фотостимуляции ограничивалось спектром средних частот. Таким образом, для детей этой подгруппы функция коры представлялась достаточно подвижной, без четких признаков повышенной лабильности (зависимости от навязываемых воздействий). При этом, связи различных участков коры имели периодический, динамический характер.

Характерным признаком электроэнцефалограммы 2 подгруппы являлась склонность к замедлению доминирующей активности (6,5-8 Гц.), повышенной амплитуды с выраженной тенденцией к постоянной генерализации по всем регистрируемым областям без четкого регионарного преобладания. Активность в 90% ЭЭГ имела машинообразный монотонный вид без модуляции и спонтанной десинхронизации.

Реакции на свет либо отсутствовали, либо были укороченными, но у 22 человек проявилась тенденция к генерализованному усвоению низких частот световых мельканий.

Эти общие для детей 2 подгруппы особенности электрической активности головного мозга свидетельствуют о снижении функции коры в целом, особенно ее функциональной дифференцировки, нарушению взаимного воздействия коры и подкорковых структур.

Следует отметить, что дети 1 подгруппы лучше успевали в школе, проявили интерес даже к процессу обследования в нашей лаборатории и более легко адаптировались при усыновлении их семьями со средним и достаточно высоким уровнем общей культуры (на примере 6 детей).

В то же время большинство из 2 подгруппы резко отставали в учебе, чаще проявляли равнодушие к своей судьбе, к окружающим событиям. Дисциплинарные нарушения (нарушение режима, не выполнение скучных работ) дети из 2 подгруппы совершали реже, чем дети 1. При усыновлении (на примере 9 человек) лучше адаптировались в семьях без повышенных требований к развитию интеллекта, эмоций, культурных навыков у ребенка. Девочки этой подгруппы отличались от мальчиков более ранним интересом к половой жизни и плохо скрываемым цинизмом.

Известный английский физик Петер Рассел полагает, что наука что наука исследовала или может исследовать практически все кроме одного белого пятна - сознания. Что такое сознание? Откуда оно берется? Мы полагаем и подтверждаем это своей работой, что сознание формируется через восприятие другого человека, его сложной личности, его философии и оценки жизни. Отталкиваясь от достигнутого человечеством ребенок формирует свое мировоззрение. Основной фундамент нового мировоззрения это родители и то , что люди запечатлели в своих книгах. Конечно читать серьезные вещи трудно, надо привыкнуть к труду видеть радость в самосовершенствовании. У ребенка следует вырабатывать способность к торможению, т.е. возможности отбросить лишние формы поведения и уметь сосредоточится на главном. Полагаем ребенка надо пеленать вопреки мнению доктора Спока, в школе должна быть дисциплина, дома обязанности.

В конце  доклада  хочется  заметить,  что  выработка у ребенка норм поведения , любви к труду и познанию  не дается сама по себе и требует принуждения, а также подражания , без которых  ребенок даже не научиться прямохождению.  Известно , что великий наш  педагог  Макаренко  применив физическое воздействие  на  детдомовца добился огромных результатов. Все методы воспитания хороши, лишь бы они  содержали  любовь к воспитаннику и искреннее желание добра. Наше поведение , наши достижения  , а в целом и наше счастье  зависит от полноценности нашей психики, от нашего мозга, который требует  для своего развития такой же тренировки как и наши  мышцы  . Конрад Лоренц – основатель науки о поведении- показал что культура поведения  появляется уже у животных и способствует выживанию вида, так волк , слабеющей в драке подставляет волку победителю  подставляет шею с сонной артерией, победитель всегда сохраняет жизнь побежденному . Псевдокультура  приводит к вымиранию вида , так самец привлекает самку величиной своего хвоста, который растет мешает взлетать, вид обречен на вымирание . Увлечение бытовой культурой  при   западной цивилизации в ущерб собственному воспроизводству ( вещи и собаки, телевизор и пр. «едят» детей)  Конрад Лоренц  сравнивает с павлиньим хвостом. Однако, полагает  ученый, у человека такие же куриные мозги как и у павлина , он не способен  исправить свое поведение. Мне кажется, что пришло время  «власть употребить» иначе ситуация примет необратимый характер.

 

Сайт создан в системе uCoz